Интернет-магазин автомобильных аккумуляторов в Красноярске

Ответы на часто задаваемые вопросы

Устройство аккумулятора

Автомобильный аккумулятор, или аккумуляторная батарея, представляет собой блок из шести отдельных аккумуляторов ("банок"), объединенных в единый пластиковый корпус. Напряжение на каждом из аккумуляторов составляет около 2.1 В, что в сумме дает напряжение аккумуляторной батареи 12.6-12.7 В. Внутри каждого аккумулятора расположены электроды, выполненные в виде блоков пластин - решеток с нанесенным на них специальным составом ("активной массой"). Блоки положительных и отрицательных пластин "вставляются" один в другой, а для того, чтобы пластины не соприкасались друг с другом, между ними помещаются разделители-"сепараторы". Пластины погружаются в электролит, состоящий из воды и серной кислоты. Электричество вырабатывается за счет химической реакции между серной кислотой и материалом электродов.

Принцип работы аккумулятора

Ток в аккумуляторе вырабатывается за счет высвобождения электронов при химической реакции, происходящей между материалом электродов и серной кислотой. Активная масса отрицательного электрода состоит из свинца; при его взаимодействии с серной кислотой образуется соль (сульфат) свинца и ионы водорода. Активная масса положительного электрода состоит из оксида свинца, он вступает во взаимодействие с серной кислотой и ионами водорода, в результате чего образуются сульфат свинца и вода. Чем больше разряжается аккумулятор, тем большее количество свинца превращается в сульфат свинца, а серной кислоты - в воду:

Pb + PbO2 + 2H2SO4 = PbSO4 + 2H2O

При зарядке аккумулятора наблюдается обратный процесс: сульфат свинца превращается на одном электроде в свинец, на другом - в оксид свинца, а высвободившиеся анионные группы SO4 снова образуют серную кислоту.

Что такое сульфатация пластин аккумулятора?

При работе аккумулятора свинец электродов взаимодействует с серной кислотой и превращается в сульфат свинца; при подзарядке аккумулятора этот сульфат снова превращается в свинец. Если аккумулятор находится в разряженном состоянии продолжительное время, происходит рекристаллизация сульфата, и он уже не восстанавливается в свинец при обычном процессе зарядки. Это снижает количество активных веществ, участвующих в работе аккумулятора, что, в свою очередь, снижает емкость аккумулятора. Не участвуя в циклах заряда-разряда, рекристаллизовавшийся сульфат свинца закупоривает поры в активной массе электродов и препятствует доступу ионов электролита к ее внутренним слоям; кроме того, сам он плохо проводит электричество, из-за чего повышается внутреннее сопротивление аккумулятора и снижается пусковой ток. Сульфатированные пластины могут быть частично восстановлены, но для этого требуется особый режим заряда.

Зачем в сплав пластин аккумуляторов добавляют кальций, серебро и другие вещества? На что это влияет?

Свинец - мягкий металл, и электроды обычных свинцово-кислотных аккумуляторов с жидким электролитом, изготовленные из чистого свинца, быстро деформируются. Для повышения прочности свинец легируется сурьмой или кальцием, при этом у обоих вариантов есть недостатки. При добавлении в сплав сурьмы повышаются потери электролита, и его уровень нужно контролировать и регулировать каждые 1-2 месяца. Легирование кальцием решает данную проблему, однако появляется новая - уязвимость к глубоким разрядам. Для уменьшения сопротивления, снижения коррозии, повышения устойчивости к деформации и росту решеток аккумуляторов в состав сплавов могут добавляться также олово, алюминий, серебро и другие химические элементы.

Что такое гибридные аккумуляторы?

Гибридные аккумуляторы - это аккумуляторы, в которых один из электродов легирован кальцием, а другой - сурьмой. Это позволяет, с одной стороны, значительно снизить потери электролита, с другой - повысить ресурс аккумулятора и устойчивость к глубоким разрядам.

Как узнать, является ли аккумулятор гибридным, кальциевым и т. д.?

Кальциевые аккумуляторы обозначаются аббревиатурой "Ca/Ca", обозначающей, что обе решетки легированы кальцием. Гибридные аккумуляторы могут обозначаться "Ca+", "Ca/Sb" (или, наоборот, "Sb/Ca"), "Hybrid". Аккумуляторы с содержанием серебра, как правило, содержат в описании аббревиатуру "Ag" (например, "Ca+Ag" или "Ag+").

Что такое гелевые аккумуляторы?

"Гелевыми" называются аккумуляторы, в которых электролит находится не в жидкой, а в гелеобразной форме. Иногда "гелевыми" называют любые аккумуляторы, в которых отсутствует жидкий электролит. В этом случае в разряд "гелевых" попадают также так называемые AGM-аккумуляторы, в которых электролитом пропитаны прилегающие к электродам маты из стекловолокна. С точки зрения терминологии это неверно, но у AGM и гелевых аккумуляторов действительно много общего с точки зрения эксплуатационных свойств.

Чем гелевые аккумуляторы лучше обычных?

Основные преимущества гелевых аккумуляторов: - намного больший ресурс (количество циклов заряда-разряда, которое может выдержать аккумулятор) - значительно более быстрый заряд - относительная стабильность параметров (емкости и пускового тока) в течение срока службы (в обычных батареях эти параметры постепенно ухудшаются) - большая устойчивость к вибрации - возможность установки аккумулятора под наклоном или даже горизонтально - большая безопасность при эксплуатации внутри помещений

Как определить полярность аккумулятора?

Поверните аккумулятор так, чтобы сторона с клеммами находилась ближе к вам. Если при этом плюсовая клемма оказалась слева, то полярность прямая, если справа, то обратная.

Какое напряжение должно быть на исправном аккумуляторе?

Напряжение разомкнутой цепи (т. е. без нагрузки) на полностью заряженном аккумуляторе должно составлять 12.7 В, под нагрузкой 100 А - 10.8 В. Поскольку генератор автомобиля не обеспечивает полной зарядки аккумулятора, нормальной считается эксплуатация аккумулятора, заряженного не менее чем на 80%, что примерно соответствует напряжению без нагрузки 12,5 В, под нагрузкой - не ниже 10.3 В.

Можно ли ставить на автомобиль аккумулятор большей емкости?

Распространено мнение, что если поставить на автомобиль аккумулятор большей емкости, то он будет постоянно недозаряжаться, и в результате его емкость все равно снизится. На самом деле время восполнения заряда не зависит от емкости аккумулятора. На запуск двигателя требуется определенное количество энергии, и неважно, из аккумулятора какой емкости она будет взята. Точно так же для восполнения потраченной аккумулятором энергии потребуется одинаковое время работы генератора. Соответственно, установка аккумулятора большей емкости не повлияет на степень заряда аккумулятора; если продолжительность поездок будет небольшой, то одинаково недозаряжаться будут аккумуляторы емкостью и 45 Ач, и 75 Ач. С другой стороны, как известно, при отрицательных температурах емкость аккумулятора снижается в 2-3 раза. С учетом этого наличие "запаса" по емкости аккумулятора позволит запустить автомобиль в больший мороз. Аналогично, в случае если вы выезжаете на природу и включаете в автомобиле музыку, когда тот не заведен, аккумулятора большей емкости с большей вероятностью хватит и на музыку, и на запуск двигателя.

Почему замерзает аккумулятор?

Плотность электролита полностью заряженного аккумулятора составляет 1.27 г/см3, температура его замерзания - минус 60 градусов. Как правило, бортовая сеть автомобиля не позволяет заряжать аккумулятор на 100%, и реальный уровень заряженности АКБ даже на полностью исправном автомобиле составляет около 80%, что соответствует плотности электролита 1.24 г/см3 и температуре замерзания электролита -45 градусов. В случае глубокого разряда аккумулятора плотность электролита снижается до 1.14 г/см3, а температура замерзания электролита повышается до -11 градусов, при полном же разряде электролит может замерзнуть уже при -7 градусах. Нужно отметить, что "полный разряд" - это не одно и то же, что разряд "в ноль". При полном разряде напряжение разомкнутой цепи составляет 11.7 В (при 100% заряде - 12.7 В), плотность электролита - 1.11 г/см3.




© Автоматика-Сибирь 2017
Разработка и продвижение сайта - Aarhus Team